Муниципальное образовательное учреждение
"Ожулунская средняя общеобразовательная школа"
муниципального объединения "Чурапчинский улус (район)"

Абрамова Аграфена Гаврильевна

заместитель директора по воспитательной работе

Оглавление
Визитная карточка
Эссе "Если тебе трудно… Рядом с тобой…"
"Индивидуализация деятельности с детьми "Группы риска"
Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии
Материалы, отражающие прогресс детей в ходе работы с ними по направлениям работы
Обобщение и распространение опыта работы
Документы, отражающие официальную оценку работы
Документы, отражающие уровень образования, квалификации педагога
Контакты
Адрес: 678678, РС (Я), Чурапчинский улус, с. Дябыла, ул. Карла Маркса 24
Тел.: 8-41151-24-323
Сегодня:
Погода на rp5.ru
Индивидуализация деятельности с детьми "Группы риска"

Обоснование выбора технологии
Я двадцать второй год работаю заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В суете школьных будней время от времени останавливаюсь, оглядываюсь, что и зачем делалось, к чему привела такая профилактичкская работа. Рассуждая в 1 разделе портфолио (эссе), подтолкнуло мнение к разработке индивидуальной деятельности с детьми "Группы риска". В условия атмосферы доверия, честности, свободы, творчества, самоуважения удается пробудить у ребенка веру в самого себя, помочь ощутить свою ценность, свое достоинство. В такой атмосфере легко формировать мотивацию учащихся. Вспомните: даже самые ленивые в учебе мальчишки наперебой назовут вам полные составы команд различных футбольных клубов. Никто детей этому не учил: это огромная мотивация породила личностный смысл приобретения интересующих их сведений, фактов, дат, имен. И это не было зубрежкой, а стало результатом добровольного и вдохновенного запоминания. Шалва Амонашвили предлагает: "Больше духовной общности - вот ключ к сердцу ребенка. Секреты успеха педагогического процесса, предупреждение возможных осложнений, разрешение возникших конфликтов не имеют других золотых ключей". Надо действительно поменять приоритеты в школе: на первом месте должны стоять цели не обучения, а совместной деятельности, глубокого и неформального общения, взаимопонимания и дружеских чувств. Такие работы дали нам хорошие результаты, это - дружелюбная профилактическая работа с детьми и подростками. Чем раньше провести такую работу, тем будет огромная помощь детям, пострадавшим девиантным поведением. В нашей школе ведется профилактическая работа, которая осуществляет психологическую реабилитацию воспитанников и их родителями. Ведет работу со всеми учащимися. В школе создана профилактическая комиссия. Она является общественным органом, проводящим комплексную профилактическую работу в школе для формирования у учащихся навыков здорового образа жизни и устойчивого нравственно-психологического воспитания. Комиссия работает по приказу директора. В состав профилактической комиссии входят председатель, который руководствуется заместителем директора по воспитательной работе, социальный педагог, медицинский работник школы, психолог, библиотекарь, классные руководители, представители школьного самоуправления, члены родительского комитета.

Создана комиссия для организации помощи детям:

  • организация педагогической помощи;
  • организация медицинской помощи;
  • организация психологической помощи;
  • организация свободного времени школьника.

Цель деятельности профилактической комиссии:

  • оказание консультативно-диагностической и социально-правовой помощи детям и подросткам, а также их родителям и оказание личностно-ориентированной педагогической, психологической помощи детям и подросткам по формированию развитию жизненных социально-приемлемых навыков.

Задачи:

  • проведение психолого-педагогического анализа социальной ситуации по выявлению неблагоприятных факторов;
  • обучение педагогов технологиям: проведения профилактической работы с детьми, подростками, родителями, инициации, поддержки и развития программ и проектов по профилактике правонарушений среди детей и подростков;
  • взаимодействие с организациями, осуществляющими работу по профилактике правонарушений среди детей и подростков;
  • освоение передовых технологий по профилактике правонарушений среди детей и подростков.

Права и обязанности комиссии:

  • ведет учет учащихся, склонных к девиатным поведениям;
  • проводит мероприятия для учащихся, родителей, педагогов по первичной профилактике правонарушений среди учащихся согласно плану работы;
  • заслушивает классных руководителей на заседаниях о работе с подростками "группы риска", о мероприятиях по формированию здорового образа жизни среди учащихся, о работе с родителями;
  • инициирует перед администрацией школы конкретные предложения, направленные на улучшение профилактической работы;
  • формирует подборку методической литературы для классных руководителей по профилактике социально-негативных явлений среди учащихся;
  • создает базу данных добровольцев среди учащихся и педагогов, желающих участвовать в мероприятиях по профилактике социально-негативных явлений в обществе;
  • привлекает к санитарно-просветительской работе специалистов здравоохранения, внутренних дел и других заинтересованных сторон;
  • обращается в соответствующие организации, предприятия, учреждения в целях принятия мер к проблемным семьям, охраны прав и здоровья детей;
  • члены профилактической комиссии обязаны соблюдать конфиденциальность сведений, которые составляют служебную, а также иную тайну, определенную действующим законодательством.

Формы отчетности и учета деятельности:

1. Профилактическая комиссия на постоянной основе подотчетен администрации школы, школьному управляющему совету.
2. Профилактическая комиссия по итогам работы за квартал, полугодие и текущий учебный год предоставляет отчет в УО.
3. Профилактическая комиссия имеет паспорт установленного образца (форма № 1), план работы на учебный год (форма № 2) "утверждается" на совете профилактической комиссии, учебно-профилактический журнал (форма № 3), отчет о работе профилактической работы (форма № 4), база КР (форма №5).
4. Профилактическая комиссия ведет журналы учета: выявленных случаев употребления алкогольной продукции, табака, пива и напитков, изготовленных на их основе, наркотических и токсикоманических веществ, индивидуальные карты учащихся и родителей, поставленных на внутришкольный учет.

Причины постановки на внутришкольный профилактический учет:

  • нарушение Устава школы: систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие тетради, учебника, систематическое отсутствие во время проведения контрольных работ, смех, выкрики, разговоры на уроках;
  • пропуски учебных занятий (прогулы);
  • постоянные драки, грубость, сквернословие;
  • драки, приводящие к телесным повреждениям;
  • курение;
  • употребление спиртных напитков.

Постановка на учет:

  • по заявлению классного руководителя с согласием родителя;
  • по заявлению администрации школы;
  • в результате совершения несовершеннолетним деяния, за которое установлена административная ответственность;
  • в результате совершения несовершеннолетним деяния, за которое установлена уголовная ответственность.

Для постановки несовершеннолетнего на внутришкольный учет в школьной профилактической комиссии представляет следующие документы:

  • Заявление классного руководителя о постановке на учет;
  • Характеристика несовершеннолетнего;
  • Акт посещения несовершеннолетнего на дому;
  • Справка о профилактической работе с несовершеннолетним;
  • Выписка оценок за текущую четверть.

В результате совершения несовершеннолетним деяния, за которое установлена уголовная ответственность, состоит на учет ИДН или КДН (решением высшей дистации).

Ходатайство в КДН и ЗП:

  • О проведении профилактической работы;
  • О рассмотрении материала в отношении несовершеннолетнего, совершившего деяние, за которого установлена административная ответственность;
  • Об оказании помощи в обеспечении занятости;
  • Об оказании помощи в организации летнего отдыха;
  • О рассмотрении материала в отношении родителей;
  • Об административных мерах воздействия на родителей.

Документы, представляемые в КДН и ЗП:

  • Ходатайство;
  • Характеристика;
  • Выписка из протокола заседания школьной профилактической комиссии;
  • Копии актов посещения семьи;
  • Общая справка о проведенной профилактической работе с несовершеннолетним и его семьей.

Описание самой педагогической технологии

Вся деятельность в нашей школе направлена на профилактику вредных привычек и правонарушений среди детей и подростков, на привитие ЗОЖ и культуры поведения. Воспитанники принимают участие в различных формах внеклассной, трудовой деятельности, в спортивно-массовых мероприятиях.

Формы творческой работы различны: это и участие в различных вечерах, викторинах, все, состоящие в группе риска, ходят на различные кружки и секции. Проводились рейды, ведутся лекции педработниками школы, медперсоналами МУ УО, участковой, улусной больницы, нашей медсестры и работниками правоохранительных органов. Классные руководители, СПС, отдел воспитания, работники местной администрации, педагоги дополнительного образования, ассоциация народной педагогики, родительский комитет постараемся влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость. Ведем индивидуальные беседы, советы, рекомендации, душевные разговоры. Педагоги вместе с учащимися участвуют в проводимых мероприятиях, вместе играем, танцуем, поем, проводим мероприятия, классные часы и.т.д., которые участвуют все учащиеся. Мы учим родителей воспитанию детей на родительских лекториях, в педагогических обучениях, привлекать их к участию в общешкольных делах.

Классному руководителю оказываем помощь в подборе материала для беседы, для осуществления профдиагностики. Проводится профориентационная работа учащихся по этапам три раза в год:

  • профессиональное просвещение - ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, профессий;
  • профессиональная предварительная диагностика - выявление профессионально значимых свойств способностей, склонностей, интересов и.т.д.;
  • профессиональная консультация помогает в выборе профессии.

После этого определяются общие формы, методы и методики коррекционной работы. Устанавливая принадлежность ученика к одной из групп отклоняющегося поведения, педагог получает рекомендации по диагностике и коррекции его поведения, типичные для данной группы.

Основные направления деятельности профилактической комиссии:

1 направление: работа с учащимися

  • организация психолого - педагогического сопровождения воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование здорового образа жизни;
  • проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы с детьми "группы риска";
  • формирование из числа подростков для участия в профилактической деятельности среди детей и подростков;
  • организация работы почты доверия для детей и подростков.

По школе всего 184 учащихся. На учет ИДН состоит 1 ученик. Держим тесную связь с этим учеником и его родителями. А на внутришкольном учете состоят 5 учеников, что составляет 2.8%. В школе проводится профилактическая работа по профилактике безнадзорности и правонарушений с младших лет, т.е. с начального звена и среднего звена. Если профилактическую работу будешь начинать с малых лет, то результат эффективен. Наблюдаем занятость учащихся в каждую четверть. Посещение учащихся на кружки контролируется два раза в год. Учащиеся старших классов все охвачены профильным обучением. Составлено расписание занятости учащихся с 8.30 часов по 17-18 часов вечера. Педагоги работают по составленному графику и плану работы. Составлены тетради соревнований между классами, чтобы контролируется пропуск уроков без уважительных причин, выполнение домашних заданий, подготовка к уроку и опоздание. После уроков наблюдаем занятости внеклассными занятиями, кружками и секциями. Учащимся по классам имеется отдельная тетрадь "Пропуск уроков", которую отмечает 1 ученик. Отдельно работниками СПС имеется карта пропуска уроков, и сразу объявляют родителям о пропуске уроков их детей. Нареканий и замечаний со стороны родителей не имеем.

Занятость ученика, который состоит на учете:

1. Обязательный охват кружками, секциями;
2. Психологические тренинги, тесты, рисунки, разговор доверия и.т.д;
3. Наставничество;
4. Обязательное проведение мероприятий и участие на мероприятиях;
5. Охват в летнее время;
6. Связь с родителями.

Это первый самый важный контроль по профилактике безнадзорности. По ступеням проводим собрания учащихся по праву и правилам поведения. Заполнили отдельно журнал исполнения правила учащихся, приказа по ТБ, ППБ, и отдельно "Журнал учета" учащихся участвующих на проводимых мероприятиях.

2 направление: работа с родителями

  • оказание консультативной помощи родителям по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, консультирование родителей по проблеме;
  • организация среди родителей, активно настроенных на участие в деятельности школы, групп поддержки;
  • организация для родителей семинаров, лекций по вопросам воспитания, привлечение родителей к профилактической работе.

В этом году мероприятия проводились коллективно. Участвовали в общешкольных мероприятиях все родители учащиеся класса. Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ - было важное направление функционирования воспитательной системы класса. Поэтому особое внимание уделяли взаимоотношениям ребенка в семье (встречи и беседы с членами семьи, изучение условий проживания и.т.д.).

Работа с родителями ведется по двум направлениям: повышение психолого- педагогических знаний и вовлечение их в учебно- воспитательный процесс. В рамках этого направления проводятся родительские собрания, совместные творческие дела, мероприятия. Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей. Родители посещают уроки, следят за обстановкой в классе, на уроках, переменах и видят ребенка в общении со сверстниками и учителями. Родители перестали относиться к школе как наблюдатели. Повышение уровня психолого- педагогических знаний реализуется через индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятие, общешкольные конференции для родителей и педагогические чтения.

3 направление: работа с педагогами

  • просветительская работа среди специалистов (учителей-предметников, педагогов дополнительного образования) школы, способных активно участвовать в реализации прфилактической работы;
  • методическое обеспечение и ведение информационно - образовательной профилактической деятельности в школе, оказание консультативной помощи педагогам по вопросам профилактики зависимости от ПАВ.

С педагогами проводилась педконсилиумы по профилактике правонарушений и безнадзорности трудных подростков и семей, не обеспечивающих воспитания, и по профориентационной работе с неуспевающими учащимися и их родителями.

Совместно с СПС и правоохранительными органами проводилась "работа" с учениками состоящих в "группе риска" в форме лекций по правопорядку, а также личных бесед с учащимися и их родителями. В школе постоянно ведется кропотливая работа по социальной адаптации трудных подростков. На беседы с учащимисяи их родителями приглашались участковый и инспектора по делам несовершеннолетних. Совместно с участковой милицией составляется план работы за год.

4 направление: психолого-педагогический анализ работы с детьми "Группы риска"

Направления диагностики:
Изучение индивидуальных особенностей личности учащихся:

  • Общие сведения;
  • Способности;
  • Тип личности в общении;
  • Самооценка;
  • Успешность в деятельности;
  • Уровень воспитанности.

Изучение межличностных отношений:

  • Социально- психологический климат в классе.

Формы диагностики:

  • Анкетирование;
  • Тестирования;
  • Наблюдения;
  • Беседы.

5 направление: работа с классными руководителями

На становление жизненных позиций класса особое внимание уделяем на детское самоуправление. Классные руководители воспитывают своим учащимся самоуправление как, в первую очередь, управление ребенка самим собой, своим поведением, собственной жизнедеятельностью. Создавая органы классного самоуправления, классные руководители ставили перед собой следующую цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей. Основу данного самоуправления составляют сменные творческие группы - советы дела, которые решают все важнейшие вопросы жизнедеятельности класса. Учащиеся занимают активную позицию в построении работы класса, что положительно влияет на формирование их организаторских способностей, умения управлять своим "Я", раскрываются и развиваются свои потенциальные и реальные возможности.

Работа классных руководителей ведется по программе Селевко "Воспитание личности через проектирование собственного успеха". Используя программу, классный руководитель обязательно проводит классные часы по понедельникам. Защитили программу, которые проводят классные часы. При такой организации воспитательной деятельности повышается активность ребят, их ответственность за порученное дело, а классный руководитель может вносить коррективы в воспитательный процесс с целью формирования коммуникативных навыков и организаторских способностей.

Наблюдается улучшение:

  • вовлечение в работе всех учащихся класса;
  • развитие таких качеств, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникабельность, стремление оказать помощь;
  • появляться возможность реализации творческого потенциала ребят;
  • занятость во внеурочное время, так как подготовка тех или иных мероприятий.

Важное место в своей работе классный руководитель отводит на регулярный контакт с учителями- предметниками, ежедневно отслеживая оценки учеников, следит за выполнением воспитательной деятельности класса, контролирует пропуск учеников. По ситуации проводит индивидуальные беседы. Все учебные результаты стараются еженедельно отражать в рабочих тетрадях. С переходом в пятый класс летом у нас работает лагерь "Пятиклассник", которые учащиеся ознакомятся с учителями - предметниками и классным руководителем. Поэтому повышается общий интерес к учению. Мотивы, которые побуждали его к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты учебного труда и т.д.) уже удовлетворены. К тому же меняются сами условия школьной жизни:

  • Несколько учителей- предметников, а не один, как в начальной школе;
  • Увеличение числа учебных предметов и объем учебного материала;
  • Иные формы работы на уроке.

С целью преодоления этих трудностей проводится заседания МО, консилиумы.
В каждую четверть составляют подробный отчет об успеваемости каждого ребенка, в сравнении с прошлым результатами. Выясняется, по каким предметам снизилась успеваемость, каковы - причины. После выявления причин неудач с ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа. Предлагаются пути уравнения этих неудач. С той же целью на родительских собраниях разбираются ситуации, обращается внимание на возрастные трудности и резервы развития. Мы стараемся прогнозировать ситуацию, видеть завтрашний день.

В заключение хотелось бы привести слова великого Авиценны: "Учитель- это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение". Конечно, учитель не в силах изменить нравственно - духовный "климат" ученика, но предупредить школьника об опасностях он может. Педагог способен убедить подростка в необходимости задуматься о возможных последствиях его потенциальных противоправных действий; показать, чем он рискует, если позволит увлечь себя стихии подростковых эмоций. Таким образом, школа может методом интенсивного воздействия на сознание и поведение детей реально повлиять на уровень правонарушений в молодежной среде.

Этапы работы по внедрению технологии

Проблемы, с которыми сталкиваюсь с самого первого дня работы, порождают мотив к поиску ответов на многие вопросы. Затем увлеклась теорией В.Н. Новоселова "Психологическая поддержка подростка, оказавшегося в кризисной ситуации "Предупреждение девиантного поведения", Т.Филипповой "Все цвета кроме черного" начиная предшкольного возраста "Предшкольное образование". В результате научилась управлять мотивацией, намного увеличила время самостоятельной работы учащихся, время индивидуальной работы с ними.

Сейчас я убеждена в том, что самое главное в воспитании моей работы - это индивидуальная работа с детьми. Поэтому выбрала технологию "Психологическая поддержка подростка, оказавшегося в кризисной ситуации", "Предупреждение девиантного поведения" и "Гармоничная социализация и индивидуализация деятельности с детьми "Группы риска".

Этапы работы по внедрению:

I этап - диагностический (2008-2010)
- Индивидуальные собеседования, анкетирование учащихся (что мешает вашей самореализации, развитию ваших способностей, мотивации).
- Тест на уровень тревожности.
II этап - практическое освоение знаний
- Апробирование данной технологии;
- Использование в своей учебно-воспитательной работе.
III этап - обобщение и распространение опыта работы
- На уровне республики:

  • 2005-2006 учебный год - конкурс инновационных проектов г. Якутск-статус КРЭП
  • 2006-2007 учебный год - защитили учебно-воспитательную деятельность школы и стали республиканской экспериментальой площадкой МО РС (Я) по теме "Преемственность в обучении этнориторики";
  • 2006-2007 учебный год - на республиканской инвестиционно-педагогической ярмарке "Сельская школа - 2006 по теме: "Организация воспитательной деятельности школы" распространение опыта воспитательной работы школы;
  • 2008-2009 учебный год - участие республиканского научно-практического семинара "Кыыьы, уолу иитиигэ - уорэтиигэ обугэ угэстэрэ уонна билинни кэм" республиканский центр народной педагогики "Утум";
  • 2008-2009 учебный год - защитили учебно-воспитательную деятельность школы и стали республиканской экспериментальой площадкой МО РС (Я) по теме "Преемственность как основа развития этнориторической культуры";
  • 2009-2010 учебный год - республиканский конкурс наркологических постов - 2009 участник социально-психологической службы школы под руководством Абрамовой А.Г.

-На уровне улуса:

  • 2005-2006 учебный год - на улусной НПК "Чурапчинский улус: история, проблемы и перспективы развития" тема доклада: "Социальнай бииргэ улэлээьин хайысхалара";
  • на улусной выставке "Панорама деятельности воспитательной работы образовательных учреждений".
  • 2007-2008 учебный год-мастер - класс для классных руководителей: "Профилактика правонарушений среди учащихся"
  • 2008-2009 учебный год - участие на улусном семинаре-практикуме классных руководителей Чурапчинского улуса по теме: "Деятельность классного руководителя по самореализации классного коллектива";
  • на 1 улусном семейном чтении "Иьирэх тылынан кэпсиэ5ин ийэни", посвященному году семьи тема доклада "Холобур буолбут киьим-ийэм".
  • 2009-2010 учебный год - на улусном педагогическом чтении заняла 2 место по теме: "Индивидуализация деятельности с детьми "Группы риска";
  • на улусном фестивале "Калейдоскоп педагогических идей", посвященном 80-ю Абрамова Р.Р. по теме: "Гармоничная социализация и индивидуализация деятельности с детьми "Группа риска" заняла 2 место.
  • 2009-2010 учебный год - улусный конкурс наркологических постов - 2009 участник социально-психологической службы школы под руководством Абрамовой А.Г. заняли 2 место.

Позитивная динамика достижений летнего лагеря.
Республиканские показатели:

  • 2004 год - на республиканском смотре- конкурсе заняли 1 место.
  • 2006 год - на республиканском смотре- конкурсе заняли 2 место.
  • 2008 год - отправлен отчет на республиканском конкурсе-смотре ЛТО.

Улусные показатели:

  • Последние пять лет летний лагерь туристско-краеведческого лагеря "Маяк" занял 1 место по улусу.
  • 2005 год - улусный смотр-конкурс ЛТО заняли 1 место.
  • 2006 год - улусный смотр-конкурс ЛТО заняли 1 место.
  • 2007 год - улусный смотр-конкурс ЛТО заняли 1 место.
  • 2008 год - улусный смотр - конкурс ЛТО заняли 1 место;
  • "Урожай-2008" ЛТО занял 2 место.
  • 2009 год - улусный конкурс "Лучший начальник ЛТО" "Туристско-краеведческий лагерь "Маяк" заняли 1 место;
  • улусный конкурс летних лагерей "Туристско-краеведческий лагерь "Маяк" 1 место;
  • "Урожай-2009" лекарственные растения 2 место, плодово-ягодные консервы 3 место.
  • 2010 год - "Урожай-2010" лекарственные растения 1 место, плодово-ягодные консервы 2 место.

Публикация республиканская:

  • 2009-2010 учебный год - "Индивидуализация деятельности с детьми "Группы риска" в книге "Современный урок в нашей новой школе";
  • газета "Учуутал аргыьа" выпуск статьи "Аныгы коруунэн саналыы…".

Улусная:

  • 2008-2009 учебный год - выпуск статей "Олох социальнай уларыйыытыгар о5ону иитиигэ бары бииргэ" ток-шоу Егоровой Е.И. в газете "Сана олох".
Hosted by uCoz