Муниципальное образовательное учреждение
"Ожулунская средняя общеобразовательная школа"
муниципального объединения "Чурапчинский улус (район)"

Абрамова Аграфена Гаврильевна

заместитель директора по воспитательной работе

Оглавление
Визитная карточка
Эссе "Если тебе трудно… Рядом с тобой…"
"Индивидуализация деятельности с детьми "Группы риска"
Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии
Материалы, отражающие прогресс детей в ходе работы с ними по направлениям работы
Обобщение и распространение опыта работы
Документы, отражающие официальную оценку работы
Документы, отражающие уровень образования, квалификации педагога
Контакты
Адрес: 678678, РС (Я), Чурапчинский улус, с. Дябыла, ул. Карла Маркса 24
Тел.: 8-41151-24-323
Сегодня:
Погода на rp5.ru
I раздел: Эссе "Если тебе трудно… Рядом с тобой…"

Меня пугает, что с каждым годом растет детская безнадзорность, беспризорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением. Что такое девиантное поведение? Девиантное поведение - это обычные трудности развития ребенка. Девиантным обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т.е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Проявления отклоняющегося поведения настолько разнообразны, что нам учителям бывает очень трудно разглядеть за ними общие признаки. Еще труднее заметить различие в одинаковых, на первый взгляд, актах отклоняющегося поведения. Они дают неповторимые картины индивидуального поведения. Можно сказать: все счастливые дети счастливы одинаково, каждый несчастный ребенок несчастен по-своему. Чтобы не утонуть в многообразие отклонения и не рассматривать каждый в отдельности как неповторимый случай, необходимо выяснить причины, наиболее характерные признаки.
С помощью классификации по наблюдению выделены характерные группы девиантного поведения:

  • непослушание (сопротивление просьбам), шалость (сопротивление требованиям);
  • озорство (постоянное сопротивление советам);
  • проступок (сознательное нежелание правильно вести себя);
  • негативизм (немотивированное и неразумное сопротивление);
  • упрямство (противодействие просьбам, советам);
  • капризы (намеренное выполнение нецелесообразных действий);
  • своеволие (нежелание неумение понять себя);
  • грубость (игнорирование препятствий на пути самоутверждения);
  • недисциплинированность (сознательное, умышленное нарушение норм);
  • агрессия правонарушения (грубое, циничное нарушение прав других) и.т.д.

Отклонения в поведение ребенка кроме девиантного поведения и бывает социально запущенные дети. Одна из самых больших проблем школы сегодня - это проблема "трудных" детей. Сначала разберемся, откуда у нас берутся "трудные" дети?

Для ребенка самый действенный образец - это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой среде, где он постоянно сталкивался с асоциальным поведением родителей: систематическим пьянством, скандалом, проявлением жестокости. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных запретов, наказаний, унижающих детей, стремление подчинить ребенка своей воле, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления. Из таких семей выходит в десять раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии детей.

Некоторые родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что по сути дела. Не дают им жить. Следствие гиперопеки - инфантильность ребенка. При ослаблении контроля старших некоторые послушные дети оказываются вовлеченными в противоправные действия.

В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, вырастают потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Нередко "слепая" родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности. Отсюда начинается - начало асоциального поведения ученика.

К социально запущенным детям наблюдается: грубость, нечестность, лень, сквернословие, неуважение к старшим, воровство, хулиганство, бродяжничество, курение, употребление алкоголя, наркотиков и другие. Но самое главное, мы наблюдаем многие симптомы кризиса, и одна из сторон его кризис во взаимоотношениях поколений. Дети и подростки очень остро чувствуют фальшь нашей жизни и реагируют на это ожесточением, неверием и недоверием взрослым. Постепенно некоторые проявления этих негативных явлений начинают появляться и у нас. И это результат социально-экономической, экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдо культуры, изменений в содержание ценностных ориентаций молодежи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля над поведением ребенка, чрезмерной занятости родителей, эпидемия разводов, проблемы при рождении ребенка, существенных недостатков в работе образовательных учреждений. Пословицы говорят: "Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу", "Привычка-вторая натура". Народная мудрость тонко подметила связь между воспитанием в детстве и образом жизни во взрослом возрасте.

Учащиеся нашей школы, которые состоят на внутришкольном учете в большинстве случаев дети и подростки из социально неблагополучных, кризисных или асоциальных семей. И чаще всего именно ситуация в семье так или иначе является первопричиной возникновения девиантного поведения. Закрепление девиантного поведения связано с разрушением социальных связей ребенка с одноклассниками и взрослыми в школе, с родственниками. С прежними друзьями - т.е. отторжение его прежними, референтными группами. Как результат - одиночество или уход в ту среду, где его принимают таким, какой он есть - т.е., часто, в компанию, в которой нарушения социальных норм поведения приветствуется и поощряется. Девиантное поведение в большинстве случаев становится также не только протестом против социума, отторгнувшего ребенка, но и деструктурным способом самоутверждения. При этом нередко подросток не видит для себя возможности другого, социально одобряемого способа самоутверждения и самовыражения потому, что имеет в тех сферах, где это было бы возможно (в общении, учебе и.т.д.) опыт хронического неуспеха, или не имеет опыта вообще.

Мы выполняем функции профилактической работы, в ней обучаются дети и подростки, которые мы создаем систему, обеспечивающую развитие личности подростка, нуждающегося в особой заботе и защите.
Порядок содержания, обучения и воспитания детей и подростков в школе устанавливаем с учетом их индивидуальности, возраста, пола, а также психологического и физического состояния и обеспечиваем:

  • создание условий для психокоррекционной работы основе индивидуальной социально- психологической диагностики;
  • организацию оптимального распорядка дня, включающегося в себя систему оздоровительно-воспитательных мероприятий, занятия общественно полезной деятельностью, личное время учащихся;
  • безопасные условия проживания, максимальную защищенность обучающихся и воспитанников от негативного влияния;
  • социально-правовую помощь.

Сердцевиной учебно-воспитательной деятельности каждого учителя является индивидуальный подход к обучению и воспитанию.

Индивидуальный подход к воспитанию понимается как осуществление воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных, жизненных ситуациях. Суть данного подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса. Классические примеры индивидуального подхода - поручаем ребенку задания в соответствии с его способностями; создаем педагогические ситуации, помогающие выявить его индивидуальные качества; беседуем; заключаем своего рода договор с окружающими воспитанника сверстниками и взрослыми об определённых способах реагирования на его поведении в целях развития конкретных индивидуальных черт. Такой подход необходим любому ребенку, так как мы помогаем ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные стороны и корректировать слабые стороны. Еще А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому, у каждого ребенка, прежде всего мы выявляем положительные стороны характера, и на этой основе укрепляем в нем веру в собственные силы и возможности. Позиция, в которой ребенок перестает центральной фигурой воспитательного процесса, главным субъектом воспитания, является индивидуальный подход к воспитанию.

Педагогический коллектив нашей школы хорошо понимает, что для осуществления индивидуального подхода необходимо установить со школьниками психологический контакт. Отношения педагогов с подростками основывается на принципах взаимного равенства, уважения к личности и доверия. Практика показала, что если педагог требует от учащихся лишь слепого послушания, не уважая его человеческое достоинство, тогда он не будет пользоваться уважением школьников, не вызовет у них доверия и уважения. Если они сталкиваются с равнодушием, то еще больше замыкаются в себе. Но умение педагогов ставить себя на место ученика, иметь верное представление о том, что ученик чувствует в тот или иной момент, избавит его от многих ошибок. Единственный способ исправить его - ученика с негативным явлением: надо увидеть его хорошим и дождаться, пока он сам не станет стремиться к "хорошему". Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности. Поэтому все постараемся влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость. Все мы, болеющие за судьбы детей, постоянно думаем об этом "Если тебе трудно… рядом мы с тобой…".

Hosted by uCoz